| Базилики соответствовали нашим зданиям судебных постановлений или
присутственным местам. Находились они в непосредственном соседстве с
форумом. Древнейшая базилика была построена в 185 г. до Р. X. М.
Порцием Катоном и называлась Порция; в 52 г. до Р. X. ее уничтожил
пожар, происшедший во время похорон Клодия. Далее, сооружены были одна,
за другой базилики Фульвия или Эмилия (180 г. до Р. X.), Семпрония (171
г. до Р. X), Опиния (121 г. до Р. X.), Юлия, начатая Цезарем и
оконченная Августом. Ко временам Империи относятся базилики Траяна
(Ульпия) и Константина. Провинции подражали примеру Рима, и большинство
провинциальных городов пожелало также иметь свои базилики. Не все эти
здания исчезли. Существуют еще значительные развалины базилики
Константина; в 1871 г. произведены были раскопки того места, где стояла
базилика Юлия, и, кроме того, удалось определить расположение частей
базилики Ульпия. Довольно хорошо сохранилась помпейская базилика.
Базилика представляет собой продолговатый прямоугольник, разделенный на
три части двумя параллельными рядами колонн, или столбов, как некоторые
из наших церквей. В базилике Юлия средняя часть (обычно эти части
называются «кораблями» или «нефами») имеет в длину 82 м и в ширину 16
м. Задняя стена базилики часто имеет форму полукруглой апсиды: здесь
именно возвышалась эстрада, на которой заседал суд. Таково, например,
устройство базилики во дворце Домициана. Подобная же апсида есть и в
базилике Константина. В базилике Ульпия мы видим две апсиды,
расположенные одна напротив другой. Наоборот, нет ни малейших следов
апсиды в базилике Юлия. В Помпеях судейская эстрада примыкала к прямой
стене.
Здание базилики было иногда открыто, иногда окружено стенами. Над
ним устраивался или свод, или обыкновенный потолок, или сволок, бревна
которого были видны. Крыша базилики Ульпия была сделана частью из
бронзы. Украшалось помещение статуями и золочеными трофеями. Как
внутри, так и снаружи базилика поражала обилием драгоценных материалов
и разнообразных художественных произведений благодаря щедрости
строителей, которые таким великолепием старались удовлетворить своему
тщеславию. Колонны в базилике Эмилия, например, были из фригийского
мрамора, а ее строитель, П. Эмилий, увешал их, кроме того,
великолепными щитами; эта базилика украшена была также бронзой, золотом
и живописью. Базилика Юлия была вымощена мрамором. Обычно над боковыми
галереями устраивались хоры, с которых публика могла видеть средний
корабль здания. |