Приветствую Вас Перегрин!
Суббота, 20.04.2024, 13.25.46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню Сайта

Категории

Справочник [3]
Всевозможные справочники по Древнемму Риму.
Список сражений [0]
Полный список сражений Римской армии.
Характеристика Рима [2]
Подробная характеристика Римской Империи.
Латынь [0]
Язык римлян-латынь.
Легионы [6]
Полный перечень всех римских легионов, их быт и устройство.
Жизнь Рима [16]
Жизнь Рима, как города, в целом.
Про Римлян [13]
Все факты о жизни римлян.
Римские Боги [1]
Всё о римских Богах и религии римлян.

Новые Статьи

Опрос

Откуда вы к нам пришли?
Всего ответов: 119

Музыка

Вход на Сайт

Логин:
Пароль:

Время

Погода

Яндекс.Погода

Галерея

Поиск

Статистика

На сайте сейчас: 1
Гостей: 1
Участников: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Древнеримский раздел » Про Римлян

РИМСКОЕ ВСАДНИЧЕСТВО И ЦЕНТУРИАТНАЯ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ (V — НАЧАЛО IV В. ДО Н.Э.)
Токмаков В.Н.
Издательство "Наука"
РИМСКОЕ ВСАДНИЧЕСТВО И ЦЕНТУРИАТНАЯ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ (V — НАЧАЛО IV В. ДО Н.Э.)
Межвузовский сборник научных статей "Античность Европы" © Пермский ун-т, 1992 с.22-31

[22] В историографии периода раннего Рима есть немало работ, так или иначе касающихся места и роли всаднической организации в постсервианской социально-политической системе формирующейся римской civitas. Тем не менее проблема значения всадничества для староримского войска остается наименее разработанной и наиболее спорной, что объясняется как более пристальным вниманием исследователей к пехоте, так и гораздо более скудными данными традиции о раннеримских всадниках.
Согласно источникам Сервий установил 12 центурий конницы из первейших, лучших людей общины с высшим доходом и выдающимся происхождением (Liv., I,43,8-9; Dion. Hal., IV,18,20; Cic. De re publ., II,21,38), а также сформировал 6 центурий взамен 3 ромуловых, но под теми же освященными ауспициями именами (Liv., [23] I,43,9). По Дионисию (IV,18,1), Сервий придал эти 18 центурий I-му разряду. Ливий пишет, что в центуриатных комициях они голосовали первыми (I,43,11), а Дионисий считает, что с I-м разрядом. Противоречивость сведений традиции породила (VII,59,3) различные взгляды на характер и аутентичность всадничества по реформе Сервия Туллия, на взаимоотношения шести "старых" и 12 "новых" центурий и, наконец, на проблему определения ядра конницы в центуриатном войске. Основные версии реформы конного войска были сформулированы еще А.Розенбергом1.
По первой версии число всадников при Сервии не увеличилось, ибо в противном случае нарушилось бы известное соотношение (1:10) конницы и пехоты в римской армии. Кроме того, невозможность такого количества конников объясняется темпами.роста населения2. Поэтому К.Белох считает, что царь просто разделил 1800 всадников трех двойных центурий, образованных Тарквинием Приском, на 18 новых центурий по 100 человек в каждой. По расчетам Белоха, были выделены 6 центурий, которые восприняли освященные обычаем имена Тициев, Рамнов и Луцеров от своих родовых предшественников и потому были зарезервированы за патрициями. Т.Моммзен, хотя и сообщал о такой возможности, но отвергал ее, полагая столь же противоречивой, как и выдвигаемую традицией3. Между тем А.Розенберг использует в качестве доказательства реорганизации конного войска гипотезу о постоянном относительном сокращении доли патрициев в составе населения Рима, которые к концу царского периода могли выставить максимум 600 всадников, а недостаток патрициев должен был компенсироваться за счет квалифицированных плебеев4. Однако источники содержат косвенное указание на то, что начало формирования плебса связано лишь со временем царствования Анка Марция (Liv.,I,22,2)5, а потому плебеи не могли до реформы Сервия входить в военную организацию и, тем более, составлять основную массу такого элитарного института. Удвоенные Тарквинием Приском всаднические центурии могли, конечно, иметь пополнение из членов отдельных состоятельных плебейских родов (не без основания связываемых с сенаторами из gentes minores — Liv.,I,35,6), но были "подняты" в правах до уровня патрициев и утратили черты плебейского сословия. В то же время большинство исследователей признают плебейский состав 12 новых центурий6. Против возможности разделения досервианских центурий свидетельствует и привилегированный, сакральный характер организации equites (например, особо [24] почитался культ Диоскуров — покровителей всадников7). Этим можно объяснить неудачу Тарквиния в создании новых центурий конницы помимо освященных ауспициями родовых, формирование которых встретило резкое противодействие авгура Атта Навия (Liv,I,36,7; Fest. P.81,221; Cic. De re publ., II,20,36; Val. Max., III,IV,2; Flor., I,5,2). Поэтому маловероятна возможность перевода части этой достаточно замкнутой аристократической корпорации на более низкую сословную ступень. Следовательно, подобную теорию следует признать искусственной конструкцией историков.
Вторая версия имеет общую основу с первой, поскольку строится на признании приоритета 12 центурий, между тем как шесть прежних, позднее известных как sex suffragia, считаются либо поздним, этрусским, нововведением, либо более древней, но потерявшей всякое военное и даже политическое значение организацией, которая превратилась в пережиток уже ко времени Сервия, но которую римляне из-за своего консерватизма упорно сохраняли8. Тот же А.Розенберг передает мнение об образовании 12 центурий из удвоенных центурий Тарквиния (причем их численность определяется, исходя из другой версии традиции, в 1200 человек (и добавлении к старым подразделениям Сервием sex suffregia9. К.Белох предлагал вариант дополнения 3 центуриями существовавших шести, а затем удвоения их в период до 1-й Пунической войны10. Если мысль о постепенности возрастания количества центурий справедлива, то попытка растянуть этот процесс до конца III в. до н.э. вызывает возражения. Более корректен Т.Моммзен, который насчитывал во времена Туллия 1200 всадников (не принимая во внимание вероятного удвоения численности конницы при Ромуле — Plut., Rom., 20,1), несущих постоянную службу, и 600 находящихся в резерве (т.е. sex suffragia), а оформление 18 центурий относит к концу IV в. до н.э.
Указанные версии помимо противоречивых данных Ливия имеют в основе прежде всего пассаж Феста (Fest. P.334М)11. Но независимо от интерпретации в данном случае доказывается только то, что sex suffragia были "связаны" с центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, удвоенными Тарквинием, т.е. являлись более древними, чем 12 центурий. Это достаточно убедительно показал Дж.Самнер12. Ссылки ряда авторов на то, что sex suffragia могли голосовать только после 12 центурий, или между 1-м и 2-разрядами13, правомерны лишь по отношению к позднейшему времени, а именно к началу реформ центуриатных комиций в III в. до н.э.14
[25] Большинство исследователей считают наиболее обоснованной третью версию, сформулированную еще Б.Нибуром, А.Швеглером и отчасти поддержанную Т.Моммзеном. По этой версии sex suffragia представляли собой древние конные контингенты первоначальных трех триб15, рекультивировавшиеся из патрициев16. К ним в результате реформы были присоединены 12 новых центурий, формировавшихся как из патрициев, так и из плебеев. Т.Моммзен идентифицирует 6 старых центурий с центуриями procum patricium, ссылаясь на известный фрагмент из Феста (Р.249), и делает вывод об их патрицианском характере, полагая, что только в 220 г. до н.э. они были открыты для плебеев17. А.Розенберг, напротив, считает proci (proceres) и patres разными социальными группами и переводит этот термин как proci et patricii 18 — Proci (или primores, по Ливию) он относил к "благородным" плебеям, которые составили вместе с патрициями римское всадничество19. В этом его поддерживает А.Альфёльди20. Однако такое понимание вызывает в современной историографии серьезные возражения21. Л.Грив, например, согласна с тем, что proci было техническим обозначением principes или primores пехоты (ранних classici), но не усматривает их связи с sex suffragia22. Э.Ференчи, напротив, распространяет название procum patricium на всю всадническую организацию23, что представляется неправомерным, если учесть особый характер sex suffragia (Dion. Hal., IV, 18,1; Cic. De publ., II, 32, 39).
Традиция ничего не сообщает о цензе всадников, хотя они находились как бы вне разрядов и были сформированы Сервием уже после создания "пехотных" классов (Liv., I,43 etc; Plin. Nat. Hist,, XXXIII,1,18,29-30), на что обратил внимание еще А.Альфёльди24. Правда, согласно Дионисию, всадники голосовали вместе с 1-м разрядом (IV,18,1; VII,59,3), что позволило наделить их высшим цензом25. Однако единогласие всадников с войском в комициях нельзя абсолютизировать26. Если же учесть, что первоначально 1-й разряд составляло все войско (Gell., VI,13; Fest. P.112 - classis), то всадники должны были придаваться classis как собственно фаланге, а следовательно, не входили в этот разряд. Поэтому утверждение о безусловно наивысшем цензе всадников не может быть принято, хотя уже само обладание лошадью выделяло общинника из массы сограждан27.
Несмотря на то, что всадники были интегрированы в центуриатную систему, они стояли, по выражению Э.Гьерстада, "вне новой [26] военной организации28, вне классов, занимая особое, почетное, изолированное от цензовой градации место. Но все ли всадники находились в таком положении? Согласно источникам на содержание всадников выделялись aes equestrum и aes hordiarium (Fest. P.81; Liv.,I,43,9). А.Швеглер сомневался в том, что в VI в. могло быть так много вдов и сирот, обязанных выплачивать подобные подати29. Однако эти средства предназначались скорее для sex suffragia, которые служили, как и до Сервия, eguo publico. Такая плата едва ли могла рассматриваться как компенсация расходов на экипировку и существование, как полагал Т.Моммзен30. Служба конников была ненамного трудней службы пеших воинов, а особого вооружения у них в раннем Риме не было, кроме круглого щита (parma). Традиция дает основания предполагать, что средства шли на содержание не столько воинов, сколько лошадей. После введения платы всем воинам, с конца V в., всадникам выплачивали тройное содержание (Liv., V,7,12; 12,12). Вероятно, именно с этим связаны свидетельства о введении податей для вдов и сирот, "не плативших налогов" в цензорство Камилла (Plut. Gam., 2; Val. Max., II,9,1). Таким образом, древние всаднические центурии были предметом попечения всей общины, а со времени цензовой реформы эту заботу взялила себя состоятельные люди, представлявшие фамилию, но невоеннообязанные (вдовы и сироты).
Двенадцать новых, плебейских, центурий формировались уже не по принципу происхождения, а исходя из состояния — в них вошла верхушка плебеев. Именно к ним можно отнести слова Цицерона (De re publ., II, 20,39) о наиболее знатных (sex suffragia) и обладающих наибольшим цензом всадниках (12 центурий).
Могли ли эти 12 центурий быть учреждены уже Сервием, как утверждает традиция? Такое резкое увеличение численности конницы (до 1800 человек) при войске в 6-9 тыс. человек маловероятно, тем более, что при установлении фаланги тактическое значение конницы уменьшается31. Поэтому анализ традиции позволяет согласиться с А.Альфёльда в том, что 12 центурий были образованы, как и четыре класса из первоначального infra classem, в результате длительного и упорного сопротивления патрициев, не желающих допускать плебеев в последний оплот патрицианской знати32. По его мнению, после изгнания царей патриции провели реорганизацию всадничества, наполнив этот отряд "телохранителей царей" новыми силами, вооружив новыми религиозными идеями и введя новые церемонии, в целях сохранения контроля за архаическими всадниками и превращения [27] их из отряда общины в оплот богатых33. Следующую реорганизацию А.Альфёльди относит ко времени Самнитских войн, когда основное значение в военной организации получили 12 "новых центурий", которые он справедливо считает плебейскими и менее аристократическими, чем древние генократичные34. Уточним, что 12 центурий были сформированы в ходе развития центуриатной системы, в течение V в. до н.э35. Причем их нельзя смешивать с всадниками equo privato, ибо Ливий определенно свидетельствует, что последние по цензу принадлежали к всадникам (вероятно, из 12 центурий), которым не полагались казенные лошади (Liv., V,7,5). Таким образом, эти состоятельные плебеи не входили во всадническую организацию.
Ряд исследователей выражает сомнения в сохранении военных функций sex suffragia после реформы, основываясь на данных о включении во всаднические центурии отдельных сенаторов (Cic. De re publ., IV,2), в отсутствии деления этих центурий по возрасту и исходя из самого названия suffragia, указывающего, якобы, на их чисто политические функции36. Однако эти центурии возникли задолго до законодательного деления их по возрастам и были сохранены в новой организации без изменений. Необходимо также учесть особый характер патрицианской всаднической корпорации: ее члены приобретали пожизненный статус и, как считает А.Альфёльди, могли по окончании активной службы переходить в сенат37. Примечательно в этом отношении суждение Цицерона (De re publ., IV, 2): "Equitatus, in quo suffragia sunt etiam senatus", из которого следует, что сенаторы голосовали в комициях вместе с всадниками и sex suffragia, являющимися частью всадничества, но не входящими в сенат. Правда, Р.Девелин использует этот отрывок для доказательства различия equtes и sex suffragia38. Больше оснований говорить об отличиях 12 центурий от sex suffragia, которые в V в. до н.э. не утратили военного значения, неоднократно решая исход сражений (Liv., II, 31, 43, 49, 53,3; III, 61, 63, 66, 70; IV, 33,3; V, 32) еще до формирования плебейских центурий.
Понятие sex suffragia применительно ко времени Сервия употребляет лишь Цицерон: equitum centuriae cum sex suffragia (Cic. De re publ., II,22,39). Но он описывает явно уже реформированную центуриатную конституцию, существовавшую около 241 г. до н.э., когда патрицианское всадничество действительно утратило свое военное значение и стало почетной избирательной единицей, [28] как справедливо отмечал Р.Девелин39. Ливий называет шесть "старых" центурий alias centurias (Liv., I,43) или sex vocant centurias (I,36). Предположение А.Розенберга о том, что в рукописи Ливия "centurias" использовано по ошибке вместо "suffragia"40, представляется чересчур искусственным. Данные Ливия указывают, скорее, на то, что в куриатных комициях шесть "старых" центурий, набиравшихся не по куриям, а по трибам, не имели права голоса, а после введения в центуриатную систему они такое право получили, почему и стали называться vocant centuriae. Название же sex suffragia следует признать более поздним, возникшим либо при реорганизации всадничества в эпоху Самнитских войн41 в связи с переходом к манипулярной тактике, что позволило "сокрушить'' центуриатное построение войска, либо (что более вероятно) во время реформы центуриатных комиций в III в. до н.э.
Таким образом, у нас нет веских аргументов, дающих возможность усомниться в сохранении центуриями sex suffragia черт закрытой привилегированной патрицианской корпорации42, имеющей родоплеменные истоки, и функций военной и политической единицы, имевшей на протяжении V в. до н.э. религиозное значение и обладающей боевой мощью.
Введение центуриатной организации имело в качестве одной из главных причин расширение социальной опоры царской власти путем предоставления плебеям гражданских прав, что и было осуществлено благодаря реорганизации пешего войска на тимократической основе. Sex suffragia, находясь в связи со старыми племенными центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, длительное время после Сервианской реформы оставались единственным конным контингентом, сохранившим дореформенный характер. Отсюда и отсутствие у их подразделений ценза и деления по возрасту. Их сохранение можно считать уступкой аристократии. Но насущные военные нужды вместе с возраставшими требованиями плебеев по уравнению в правах с патрициями и интегрированием вследствие этого все больших масс плебеев в военную, а через нее — и в политическую, организацию путем деления infra classem на новые разряды — все это породило необходимость в увеличении численности конницы, что было невозможно в рамках сакрализованных sex suffragia. Поэтому в V в. учреждаются новые центурии, открытые и для плебеев, но способствующие сохранению политической власти у формирующейся патрицианско-плебейской верхушки.
[29] Реформа Сервия Туллия, упразднившая старые родовые трибы, по которым набирались конные центурии Тициев, Рамнов и Луцеров, ликвидировала тем самым базу для их комплектования, что наряду с переходом к фаланговой тактике, несомненно, явилось одной из причин уменьшения военной роли sex suffragia и превращения их в пережиток родового строя43. Однако этот процесс был достаточно длительным.
Категория: Про Римлян | Добавил: Livia_Drusilla (23.09.2009)
Просмотров: 893 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: