Ром, Рем и основание Рима - Царство - Царский Рим - Библиотека - Римская Республика SPQR
Приветствую Вас Перегрин!
Пятница, 02.12.2016, 20.53.45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню Сайта

Категории

Царство [2]
Всё о римском государстве царского периода.
Экономика [0]
Экономика Царского Рима.
Жизнь Римлян [0]
Жизнь римлян в царскую эпоху.
Культура [2]
Культура царского Рима.
Армия [2]
Армия царского Рима.
Войны [0]
Войны, которые вёл царский Рим.
7 Царей [1]
Цари Древнего Рима.
События [0]
Значимые события царского периода.

Новые Статьи

Опрос

Что вам больше всего интересно на сайте?
Всего ответов: 69

Музыка

Вход на Сайт

Логин:
Пароль:

Время

Погода

Яндекс.Погода

Новое на Форуме

Галерея

Поиск

Статистика

На сайте сейчас: 1
Гостей: 1
Участников: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Царский Рим » Царство

Ром, Рем и основание Рима

Рим – город, выросший из самой простой общины одного из множества италийских племён до многонационального государства, распространившего свою власть и своё влияние на большую часть известного тогда мира. Но подобно тому, как нам интересно, какими были великие гении в детстве, так нам интересно, какой была столица величайшей империи  в самом начале своего пути.

 

1. Мифы и легенды.

Первыми, кто попытался отыскать истоки Вечного Города в реке истории, были сами римляне.

Тит Ливий в своём труде «История Рима от основания города» приводит саму распространённую на сегодняшний день легенду о том, что основателями Рима были братья-близнецы Ромул и Рем. Но обо всё по порядку.

Ахейцы под предводительством Агамемнона, взяв и разграбив Трою, оставили в живых только двух человек: Энея и Антенора – которые с самого начала предлагали выдать Елену.

Антенор собрал вокруг себя энетов, изгнанных мятежом из Пафлагонии (горная местность на севере полуострова Малая Азия), отплыл из Малой Азии и прибыл в отдалённый залив Адриатического моря, изгнал евганеев, живших между Альпами и морем и поселился на их земле. Народ этот отныне стал зваться венетами.

Эней же отплыл из Малой Азии с остатками троянцев и прибыл сначала в Македонию, затем от Македонии добрался до Сицилии, а оттуда – в Лаврентскую область (район устья Тибра). Тут троянцы, измученные скитаниями, стали угонять скот у местных жителей. Для защиты своих земель выступил царь Латин и аборигены. «Дальше рассказывают двояко. Одни передают, что разбитый в сражении Латин заключил с Энеем мир, скрепленный потом свойством; другие – что оба войска выстроились к бою, но Латин, прежде чем трубы подали знак, выступил в окружении знати вперед и вызвал вождя пришельцев для переговоров. Расспросив, кто они такие, откуда пришли, что заставило их покинуть дом и чего они ищут здесь, в Лаврентской области, и услыхав в ответ, что перед ним троянцы, что вождь их Эней, сын Анхиза и Венеры, что из дому их изгнала гибель отечества и что ищут они, где им остановиться и основать город, Латин подивился знатности народа и его предводителя, подивился силе духа, равно готового и к войне и к миру, и протянул руку в залог будущей дружбы. После этого вожди заключили союз, а войска обменялись приветствиями». Позже этот союз был скреплён женитьбой Энея и дочери Латина.

Через некоторое время Латин погибает в битве и Эней становится царём троянцев и латинов. Эней уравнивает троянцев и латинов и объявляет их единым народом – латинами.

Прошло около 400 лет. Шло жестокое царствование царя Альба-Лонги Амулия, который сместил с престола законного царя Нумитора, а Рею Сильвию, нумиторову дочь, заставил стать весталкой, обрекая её на 30 лет служения богине Весте.

Однажды весталка сделалась жертвой насилия, родила двойню, объявив отцом близнецов бога Марса, который явился к ней в священной роще. По приказу Амулия Рея Сильвия была взята под стражу, а младенцев приказано бросить в Тибр. Однако в это время Тибр разлился, «покрыв берега стоячими водами», так что к руслу реки никак нельзя было подойти и тем, кто принёс малышей, пришлось оставить их в ближайшей заводи, надеясь, что река поглотит их.

Когда вода схлынула, оставив лоток с близнецами на суше, волчица, прибежавшая на водопой с соседних холмов, повернула на детский плач. «Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы, и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашёл её смотритель царских стад Фавустул». Он принёс детей домой и передал их на воспитание своей жене Ларенции.

Вырос и окрепнув, дети, которых назвали Ромулом и Ремом, травили зверя и нападали на разбойников, а добычу делили с пастухами, завоевав тем самым уважение тех к себе. Разбойники, обозлённые нападками юнцов, подстерегли братьев у Палатинского холма, когда те, празднуя Луперкалии, бегали вокруг холма нагими, и напали на них. Ромул отбился силой. Рема же разбойники схватили и передали царю Амулию. Обвиняли близнецов прежде всего в том, что они занимались грабежом на землях Нумитора, потому Рема и передают Нумитору для наказания.

Фавустул, движимый страхом за жизнь Рема, открывает Ромулу их царское происхождение. Нумитор, подсчитав годы и сроки, тоже догадывается о своих кровных связях с арестованным и его братом.

Тем временем Ромул велит пастухам разными дорогами собраться вместе у царского дворца. Собравшись вместе, Ромул с пастухами нападает на царский дворец Амулия. Навстречу к ним из дома Нумитора уже спешит Рем со своим отрядом. «Так был убит царь».

Нумитор приветствовал братьев-близнецов как освободителей Альбы-Лонги от тирании Амулия. Он созывает всенародное собрание, на котором поведал народу о сговоре против него, о рождении и воспитании Ромула и Рема и о заговоре против узурпатора Амулия, зачинщиком которого является он сам. Ромул и Рем, явившиеся на собрание со своим отрядом, приветствовали Нумитора как царя. Собрание поддержало братьев и нарекло Нумитора царём.

С этого момента близнецами овладело желание основать город в тех местах, где они были брошены, спасены и воспитаны. Однако меж братьями возник спор, кому будет принадлежать честь основания нового города. Различие в летах не давало ни одному из них преимущества. Тогда они порешили разрешить спор через птичье гадание. Они обратились к богам, чтобы те птичьим знамением указали, кому наречь город в свою честь. Ромул местом наблюдения за птицами избрал Палатинский холм, а Рем – Авентинский. Рему первому явилось знамение в обличии шести коршунов. И о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстали вдвое больше коршунов. Толпа провозгласила каждого из братьев царём. Одни отдавали предпочтение первенству птичьего знамения, другие – числу птиц. Началась перебранка. В сумятице Рем получил смертельный удар. «Более распространен, впрочем, другой рассказ – будто Рем в насмешку над братом перескочил через новые стены и Ромул в гневе убил его, воскликнув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены».

Так или иначе, но теперь единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя. 21 апреля 753 г. до н. э. считается датой основания города: тогда плугом была проведена борозда вокруг Палатинского холма. Раскаиваясь в убийстве Рема, Ромул назвал город Римом и стал его царём.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима - против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквелинский холм. К тому времени сабиняне под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой - мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

Однако этим не исчерпывается запас легенд об основании Рима.

Другая легенда тоже начинается с падения Трои и морских скитаний Энея, в которых он потерял свою жену Креусу и отца Анхиза, оставшись лишь с юным сыном Асканием-Юлом. После долгих скитаний, когда уже все троянцы были истомлены путешествием, одна женщина по имени Рома предложила прекратить плавание, сойти на берег и сжечь корабли. Именно её именем потом назвали место, куда высадились троянцы.

 

2. Археологи свидетельствуют...

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что на территории будущего Рима первые поселения появились в X - VIII вв. до н.э. При этом, стоит обратить внимание, что холмы были заселены разными культурами. Скорее всего, рядом друг с другом жили латины, селившиеся на Палатине, и сабиняне, жившие на Эсквилине, Квиринале и Виминале. Укрепленные селения, расположенные на холмах, были родовыми поселками, расположенными на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда люди начали осушать их. Родовые общины вели сначала обособленный образ жизни, но постепенно, в течение VII в. до н.э. соседние селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На Палатине была выстроена крепость этого нового поселка. Обитатели его справляли ежегодно праздник Семигорья, название которого произошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах. Вскоре селение расширилось за счет присоединения общин Квиринала. Воспоминание об этом и содержит легенда о похищении сабинянок.

В том же VII п. до н.э. Целий был заселен этрусками и также включен в состав возникающего города. В начале VI в. до н.э. становится обитаемым Капитолий, а низина между холмами - общей базарной площадью – «форумом» -, будущим центром общественной и политической жизни города Рима. На Капитолии была построена крепость и храм Юпитера, что превратило Капитолий в религиозный и военный центр Рима.
Так путем объединения различных поселков в единую общину возник Рим, а археологические данные имеют общие точки с легендой.

_________

Список использованных источников и литературы:

1. Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I.

2. Древний Рим - учебник для ВУЗов под ред. Кузищина / М., Высшая школа, 2007.

3. Бощагин А, Кузищин В. История Древнего Рима.

Категория: Царство | Добавил: Euguenius (30.09.2011)
Просмотров: 3344 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: